Черно-белые пейзажи — это не точные копии природы, они содержат тайну, нечто загадочное, что делает их более интересными для зрителя. Черно-белая фотография обладает особой магией. Вот почему я люблю этот жанр. Именно поэтому я был рад, когда узнал что нашим следующим героем рубрики «Лица» станет фотограф Алексей Красников, чьи удивительные черно-белые пейзажи покорили уже не одно сердце зрителя. Кстати, когда готовилось это интервью, стали известны результаты очень престижного и влиятельного ежегодного международного конкурса черно-белой фотографии Black and White Spider Awards 2012. Так вот Алексей Красников, занял первое место в одной из категорий, об этом читайте в самом интервью.

— Алексей, расскажи немного о себе: где ты живешь, чем занимаешься?

— Я родился, вырос и живу в Москве. Много лет работал в финансовой сфере, фотографией занимался тогда, когда на это было время, но делал это всегда с удовольствием. В определенный момент времени, я расставил приоритеты, оставил прошлую работу и занялся вплотную фотографией.

— Процесс создания идеальной фотографии довольно непростой. Сегодня, когда фотографирование становится для многих больше, чем просто хобби, открываются фотошколы, фотокурсы. Учился ли ты где-нибудь фотографии?

— Основам фотографии я учился по книжкам, статьям, на собственном и чужом опыте. В 2005 году я поступил в Московскую Академию Фотографии на курс Профессиональной фотографии — почувствовал, что нужны более системные, профессиональные знания. Я считаю, что обучение пошло на пользу, подтолкнуло к более осознанному пониманию того, куда и как, я хочу двигаться в фотографии. И кстати, куда не хочу — тоже)) На самом деле, я продолжаю учиться постоянно. Сейчас очень много хороших книг, замечательные журналы, сайты — есть где и чему поучиться, было бы желание.

(Действительно, сегодня даже у тех, кто живет не в столице, и не в крупном областном городе, есть разные возможности научиться и обучиться фотографическому мастерству. Например на сайте fotoshkola.net есть интересные курсы фотографии для начинающих онлайн — это один из самых доступных по цене, времени шансов получить отличные знания за адекватные деньги, причем обучать вас будут профессиональные фотографы.)

— Какие камеры ты предпочитаешь: аналоговые или цифровые?

— Я снимаю и на цифру, и на пленку. Начиналось все, естественно, с пленки. Когда появилась хорошая, относительно доступная цифровая техника, я перешел на цифру — это, конечно, и более гибкий процесс, и менее сложный технически и, в конечном счете, более экономичный.
Но все же я вернулся к аналоговой съемке. Мне гораздо больше нравится и сам процесс съемки, и результат — он более «живой», натуральный. Еще один плюс в пользу аналоговых камер — более вдумчивое, серьезное отношение к каждому, отдельно взятому кадру. Когда нет возможности моментально оценить результат и исправить ошибки, неизбежно приходится внимательней относиться к тому, что делаешь, и я считаю, что это хорошо.

— Не удержусь и спрошу, а на что ты снимаешь свои удивительные черно-белые пейзажи?

— Цифра: Canon 5d mark II; и пленка: Hasselblad 503 — это  великолепная, полностью механическая среднеформатная камера. В последнее время, я снимаю все меньше на цифру и больше на пленку.

— Сколько времени у тебя уходит на обработку одной фотографии? С какими графическими редакторами ты обычно работаешь?

— Времени на одну работу уходит всегда  по-разному. Иногда я работаю над одной фотографией несколько дней, иногда, это происходит значительно быстрее. Это зависит от сюжета, от соответствия негатива (raw-файла) тому, что мне хочется получить в конечном счете. И наконец, просто бывает, что понимаешь, чего хочешь, но по разным причинам результат не устраивает. Я редко, сделав обработку, сразу «выпускаю» работу как готовую к печати и продаже. Чаще откладываю ее на некоторое время, чтобы позже вернуться к ней и свежим взглядом еще раз посмотреть, возможно что-то изменить, а возможно изменить вообще всё)).
В плане обработки: если это цифра — Lightroom и Photoshop, пленку — сканирую и дорабатываю в Photoshop.
Недавно начал печатать с пленки ручным аналоговым способом. По сравнению с цифровым постпроцессингом это сложнее, дольше, но очень интересно.

—  Фотографирование для тебя, это хобби, или работа?

— Так сложилось, что любимое хобби стало работой)) Работаю каждый день по много часов — другого пути добиться хорошего результата и в творческом, и в бизнес-смысле, я просто не знаю.

— Есть ли у тебя кумир в мире фотографии? Тот, на кого ты ориентируешься и чьими работами восхищаешься?

— Я бы не стал говорить о ком бы то ни было, как о кумире. Есть фотографы, чьи работы я считаю действительно очень сильными, которые мне по-настоящему нравятся, независимо от стиля и жанра. Например, Keith Carter, Flor Garduno, Mitch Dobrowner. Есть авторы, чье видение (и как следствие — стиль) мне очень близко и понятно. Это, скажем, Michael Kenna или Rolfe Horn. У них просто прекрасные работы.
Я стараюсь не впадать в подражание кому бы то ни было, копировать стиль. Я считаю, это тупиковый путь, не позволяющий развиваться (хотя на каких-то начальных этапах, возможно, это и допустимо). При этом у каждого серьезного фотографа, я уверен, есть чему поучиться.

— Любимый жанр фотографии «Пейзаж», или нравятся и другие жанры?

— Я снимаю и в других жанрах, правда реже. Например, натюрморт. И вроде бы даже получается))) Как раз недавно были опубликованы результаты 7-го ежегодного конкурса Black and White Spider Awards. Я был выдвинут в 4 номинациях и занял 1-е место как раз в категории Still Life (Натюрморт). Это, конечно, приятный сюрприз и большая честь, учитывая высокий уровень участвовавших работ.

— Прими мои поздравления! Я очень рад, что Россия достойно выступает на таких серьезных и именитых конкурсах. Ты молодец!

(Black and White Spider Awards — это международный конкурс лучших черно-белых фотографий мира. Работы участников и победителей попадают в лучшие коллекции мира:  Sotheby’s-New York, Bonni Benrubi, PDN, Man Ray Trust, Communication Arts, Black & White magazine, Fratelli Alinari, Tate Gallery and Hamiltons-London — примечание автора).

— Но любимый жанр, все же пейзаж. И дело тут не только в сюжетах, но и в процессе. Это спокойное, неторопливое занятие. Иногда часами лазаю буквально вокруг одного камня)), чтобы найти правильный ракурс. Бывает, что жду погоду и нужный свет по несколько часов.  Мне это нравится, хотя это, возможно, и не всем понятно))

— Где снимаешь такие красивые пейзажи? Как выбираешь место? Это Россия или разные страны?


- Думаю, красоту можно найти практически везде. Я люблю Северную Европу, Скандинавию, в частности — Норвегию. Выбираю места, где поспокойнее, поменьше людей и не слишком жарко)).  Очень люблю море за удивительное сочетание энергетики и способности умиротворять.

— Еще один вопрос, в наш век, когда доступны цветные изображения, все большее количество фотографов уходит в черно-белый стиль, и  твои фотографии тоже черно-белые. С чем это связано?

— Мне интересна работа с полутонами, оттенками серого, нравится передавать объем, создавать композицию именно в таком лаконичном ключе. С одной стороны, это больше подходит к сюжетам, которые я снимаю, с другой стороны, я и сюжеты чаще выбираю такие, которые лучше будут смотреться в ч/б. В моих работах, цвет, мне кажется, был бы лишним, просто отвлекал бы от главного, не создавал бы того настроения, которое я хочу передать.

— И напоследок, как ты узнал о проекте Лица?

— Увидел ссылку на сайт проекта в Facebook.

— Алексей, желаю тебе удачи, вдохновения и новых интересных пейзажей. Еще раз поздравляю с победой в Black and White Spider Awards. А читателей, приглашаю к просмотру великолепных черно-белых пейзажей от Алексея Красникова.