Новое искусство: Ма-концептуализм от Елены Горошенко

Елена Горошенко

Елена Горошенко – молодой художник и дизайнер. В 2012 году с отличием окончила Харьковскую государственную академию дизайна и искусств по специальности «Промышленный дизайн», для получения степени магистра защитила научно-исследовательскую работу на тему «Формирование обучающей среды для незрячих детей средствами дизайна» (научный руководитель – профессор А.В. Бойчук) и разработала концепт обучающего набора, развивающего навыки пространственного ориентирования у незрячих дошкольников.
Во время обучения в Харькове участвовала во всеукраинских выставках-конкурсах дизайна: «Свитло» (2005, 2006), «пликанты» (2008), «Водопарад» (2009, 2010, 2012; в 2009 г. получила диплом от Союза дизайнеров Украины за объект «Форель»). В 2014 году переехала из Харькова в Курск, где сотрудничает с Курским отделением Союза Художников России и участвует в художественных выставках: «Индустриальный пейзаж» (2014), «Калейдоскоп» (2015).

МА-КОНЦЕПТУАЛИЗМ («материальный концептуализм») – новое направление в современном искусстве, основанное украинско-российским художником и дизайнером Еленой Горошенко. «Нулевые.Город.Ночь» – первая работа, воплощающая принципы а-концептуализма была представлена в 2014 году на выставке «Индустриальный пейзаж», г.Курск.
Основной особенностью ма-концептуализма является акцент на тесной связи материала, из которого выполнен объект, с концепцией. Концептуализм ставит во главу угла идею, отводя материалу второстепенную роль, тогда как ма-концептуализм находит материал, единственно возможный для того, чтобы в полной степени передать идею, впечатление или образ. Суть ма-концептуализма в точном соответствии материала и вложенного послания. В том, что при попытке выразить это же послание другим, более традиционным способом, его образность ослабеет, как ослабевает образность фразеологизма при попытке перевести его на другой язык – максимальная яркость возможна только в той форме, в которой он создан. Ма-концептуализм использует современные материалы и техники, нетрадиционные для художественного искусства, сосредотачиваясь на поиске наиболее точных выразительных средств, на их тождественности концепции, образу.

Нулевые.Город.Ночь

ГОРОШЕНКО-ЕЛЕНА---НУЛЕВЫЕ.ГОРОД Так, например, в работе Нулевые.Город.Ночь концепция состоит в следующем: в конце нулевых годов 21 века (00-е, двухтысячные) широкое распространение получают персональные компьютеры, которые кардинально меняют жизнь обитателей больших городов – теперь характерной чертой ночного городского пейзажа становятся горящие допоздна окна (люди просиживают за компьютерами и ноутбуками переписываясь в чате, доделывая взятую на дом работу, обучаясь или играя в компьютерные игры). Материал, из которого выполнен арт-объект, воплощает концепцию практически дословно: ночной городской пейзаж создан из компьютерных клавиш. Белые клавиши – горящие допоздна окна, иллюминация, тёмные клавиши – атенённые участки зданий.

Серия работ «Сумеречная прозрачность»

ЕЛЕНА-ГОРОШЕНКО--ГИМАЛАИ ЕЛЕНА-ГОРОШЕНКО-МЬЯНМА

Выполнена в технике плёночной лессировки. Плёночная лессировка – авторская техника, при которой светорассеивающие плёнки наклеиваются в несколько слоёв друг на друга для придания композиции глубины и плановости за счёт различной степени прозрачности её элементов. Для достижения большего художественного эффекта источник света может располагаться за плоскостью работы, чтобы изображение светилось изнутри. Эта серия работ – также воплощение поиска наиболее «точного» материала для передачи образа, впечатления.
«Сумеречная прозрачность» – пейзажи, на которых изображены вечерние или утренние сумерки. Сумерки преврщаю далёкие объёмные предметы в плоские планы. Свет ушедшего или не взошедшего ещё солнца рассеивается в лёгкой дымке, и от этого кажется, что сами горы, деревья и здания становятся прозрачными и светящимися, будто стоящие друг за другом силуэты – застывшие волны, принявшие очертания ландшафта. Традиционная техника лессировки позволяет изобразить и прозрачность, и плановость, но плёнки, подсвечиващс с обратной стороны, создают необходимый эффект светимости силуэтов, который более точно передаёт ирреальную атмосферу сумеречных пейзажей.

«Салтовка.Май»

САЛТОВКА

Салтовка, фото района

САЛТОВКА дизайн проект

Ещё один пример реализуемого в ма-концептуализме единства образа и выразительных материалов. Салтовка – огромный жилой массив а северо-востоке Харькова. Характерной чертой этого района, его «лицом», является типовая многоэтажная застройка. Радиорынок – одна из узнаваемых «достопримечательностей» Салтовки (за покупками сюда приезжают не только харьковчане, но и жители прилежащих областей). Образ многоэтажек и радиорынка вылился в оригинальный материал, из которого выполнена работа: на светло-синем фоне оклеенного плёнкой оргстекла выступают сероватые остовы компьютерных клавиатур, напоминающие высотную типовую застройку. На переднем плане – «зелёные насажденя», сбранные из электронных плат. Пейзаж узнаваемый и предельно образный одновременно.

Приведённые выше работы не выполнены в одной технике или единой стилистике. Их объединяет другое – в каждом случае использованы нетрадиционные изобразительные средства, и каждом случае это именно те средства, которые позволяют выразить концепцию, образ, впечатление настолько точно, что подобной степени узнаваемости трудно было бы достичь, используя иной материал.

Об авторе

Основатель проекта maxsuharev.ru. Совладелец других интернет-изданий.

1 комментарий

  1. говорить:

    ccn2785xdnwdc5bwedsj4wsndb

    […]that will be the end of this write-up. Right here you’ll uncover some internet sites that we think you’ll value, just click the hyperlinks over[…]

Обсуждение закрыто.