Елена Горошенко

Елена Горошенко – молодой художник и дизайнер. В 2012 году с отличием окончила Харьковскую государственную академию дизайна и искусств по специальности «Промышленный дизайн», для получения степени магистра защитила научно-исследовательскую работу на тему «Формирование обучающей среды для незрячих детей средствами дизайна» (научный руководитель – профессор А.В. Бойчук) и разработала концепт обучающего набора, развивающего навыки пространственного ориентирования у незрячих дошкольников.
Во время обучения в Харькове участвовала во всеукраинских выставках-конкурсах дизайна: «Свитло» (2005, 2006), «Репликанты» (2008), «Водопарад» (2009, 2010, 2012; в 2009 г. получила диплом от Союза дизайнеров Украины за объект «Форель»). В 2014 году переехала из Харькова в Курск, где сотрудничает с Курским отделением Союза Художников России и участвует в художественных выставках: «Индустриальный пейзаж» (2014), «Калейдоскоп» (2015).

МА-КОНЦЕПТУАЛИЗМ («материальный концептуализм») – новое направление в современном искусстве, основанное украинско-российским художником и дизайнером Еленой Горошенко. «Нулевые.Город.Ночь» – первая работа, воплощающая принципы ма-концептуализма была представлена в 2014 году на выставке «Индустриальный пейзаж», г.Курск.
Основной особенностью ма-концептуализма является акцент на тесной связи материала, из которого выполнен объект, с концепцией. Концептуализм ставит во главу угла идею, отводя материалу второстепенную роль, тогда как ма-концептуализм находит материал, единственно возможный для того, чтобы в полной степени передать идею, впечатление или образ. Суть ма-концептуализма в точном соответствии материала и вложенного послания. В том, что при попытке выразить это же послание другим, более традиционным способом, его образность ослабеет, как ослабевает образность фразеологизма при попытке перевести его на другой язык – максимальная яркость возможна только в той форме, в которой он создан. Ма-концептуализм использует современные материалы и техники, нетрадиционные для художественного искусства, сосредотачиваясь на поиске наиболее точных выразительных средств, на их тождественности концепции, образу.

Нулевые.Город.Ночь

ГОРОШЕНКО-ЕЛЕНА---НУЛЕВЫЕ.ГОРОД Так, например, в работе Нулевые.Город.Ночь концепция состоит в следующем: в конце нулевых годов 21 века (00-е, двухтысячные) широкое распространение получают персональные компьютеры, которые кардинально меняют жизнь обитателей больших городов – теперь характерной чертой ночного городского пейзажа становятся горящие допоздна окна (люди просиживают за компьютерами и ноутбуками переписываясь в чате, доделывая взятую на дом работу, обучаясь или играя в компьютерные игры). Материал, из которого выполнен арт-объект, воплощает концепцию практически дословно: ночной городской пейзаж создан из компьютерных клавиш. Белые клавиши – горящие допоздна окна, иллюминация, тёмные клавиши – затенённые участки зданий.

Серия работ «Сумеречная прозрачность»

ЕЛЕНА-ГОРОШЕНКО--ГИМАЛАИ ЕЛЕНА-ГОРОШЕНКО-МЬЯНМА

Выполнена в технике плёночной лессировки. Плёночная лессировка – авторская техника, при которой светорассеивающие плёнки наклеиваются в несколько слоёв друг на друга для придания композиции глубины и плановости за счёт различной степени прозрачности её элементов. Для достижения большего художественного эффекта источник света может располагаться за плоскостью работы, чтобы изображение светилось изнутри. Эта серия работ – также воплощение поиска наиболее «точного» материала для передачи образа, впечатления.
«Сумеречная прозрачность» – пейзажи, на которых изображены вечерние или утренние сумерки. Сумерки превращают далёкие объёмные предметы в плоские планы. Свет ушедшего или не взошедшего ещё солнца рассеивается в лёгкой дымке, и от этого кажется, что сами горы, деревья и здания становятся прозрачными и светящимися, будто стоящие друг за другом силуэты – застывшие волны, принявшие очертания ландшафта. Традиционная техника лессировки позволяет изобразить и прозрачность, и плановость, но плёнки, подсвечивающиеся с обратной стороны, создают необходимый эффект светимости силуэтов, который более точно передаёт ирреальную атмосферу сумеречных пейзажей.

«Салтовка.Май»

САЛТОВКА

Салтовка, фото района

САЛТОВКА дизайн проект

Ещё один пример реализуемого в ма-концептуализме единства образа и выразительных материалов. Салтовка – огромный жилой массив на северо-востоке Харькова. Характерной чертой этого района, его «лицом», является типовая многоэтажная застройка. Радиорынок – одна из узнаваемых «достопримечательностей» Салтовки (за покупками сюда приезжают не только харьковчане, но и жители прилежащих областей). Образ многоэтажек и радиорынка вылился в оригинальный материал, из которого выполнена работа: на светло-синем фоне оклеенного плёнкой оргстекла выступают сероватые остовы компьютерных клавиатур, напоминающие высотную типовую застройку. На переднем плане – «зелёные насаждения», собранные из электронных плат. Пейзаж узнаваемый и предельно образный одновременно.

Приведённые выше работы не выполнены в одной технике или единой стилистике. Их объединяет другое – в каждом случае использованы нетрадиционные изобразительные средства, и в каждом случае это именно те средства, которые позволяют выразить концепцию, образ, впечатление настолько точно, что подобной степени узнаваемости трудно было бы достичь, используя иной материал.